Мончегорск.ру
информационный сайт города
ГОРОД
Инфраструктура
Туризм
Ночная жизнь
Отдых
Образование
СПРАВКА
Организации
Транспорт (такси)
Полезные номера
Индексы (коды)
Фото (карта)
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Работа
Персонал
Недвижимость
Разное
ФОРУМ

Добро пожаловать на
информационный сайт
города - жемчужины
Заполярья Мончегорска
Опасные плавания по северным морям

Возражая тем, кто видел в поморских кочах «утлые лодчонки с примитивным парусным оснащением», крупнейший советский океанолог профессор И. П. Зубов писал: «Некоторые считали признаком отсталости поморов в парусном деле также то, что они не пользовались сложным парусным вооружением, в частности, уже появившимися в то время на Западе рифсезнями Дело в том, что поморам во время плаваний приходилось часто испытывать обледенение парусов. Естественно, что при таких условиях парусное вооружение поморских судов должно было быть по возможности простым».

И действительно, вековой опыт северных мореплавателей приводил к бесхитростным и при этом наиболее рациональным решениям. Вспомним хотя бы об округлых бортах поморского судна, о его обводах, помогавших тому же кочу бороться со льдами: яйцеобразный корпус кораблика как бы выжимался льдами вверх и не рушился под их натиском. Много столетий спустя эту удивительную особенность поморского коча творчески использовал Нансен. Свой знаменитый «Фрам», на котором в конце XIX века он совершил трехлетний дрейф поперек всего Центрального Арктического бассейна, Нансен спроектировал и построил по образцу русского полярного судна!

Отправляясь в опасные плавания по северным морям, полярные первопроходцы грузили на борт рубленые дома-избы и солидный запас дров. Они, конечно, прекрасно знали, что на берегах многих арктических островов, как и на побережье материка, нередко можно найти «выкидной лес» — плавник, выброшенные речными и морскими течениями стволы деревьев,
бревна, принесенные с Большой земли, из устьев рек, впадающих в Ледовитый океан. Однако, как говорится, береженого бог бережет! Плавник встречался далеко не везде, и доступен он был только летом, когда сходил снег, а этот период в Арктике чрезвычайно короток. Поэтому моряки брали с собою дерево, которое шло и на дрова, и на постройку временного жилища, и на ремонт ездовых нарт.
Мончегорск.ру © 2000 — 2024
Информационный сайт города Мурманской области
По всем вопросам общарайтесь на эл. почту.