|
День после снятия блокады |
|
27 января 1944 года гитлеровские войска были разгромлены под Ленинградом, и вечером Невский проспект озарился яркими огнями салюта.
К этому торжественному дню Невскому проспекту вернули его историческое название. 13 января 1944 года Исполком Ленгорсовета принял решение: «Ввиду того, что прежние наименования некоторых улиц, проспектов, набережных и площадей Ленинграда тесно связаны с историческими и характерными особенностями города и прочно вошли в обиход населения, в силу чего лучше обеспечивают нормальные внутригородские связи, - Исполком Ленгорсовета решает восстановить наименования...». - И далее следовал список восстанавливаемых названий, первым среди которых значился Невский проспект.
На следующий день после снятия блокады по Невскому проспекту спокойно шли трамваи, и кондукторы громко и как-то особенно торжественно объявляли: «Литейный», «Садовая», «Казанский собор» - это были старые, довоенные остановки, которые во время ожесточенных обстрелов были перенесены в другие, более безопасные места. Бойцы МПВО разбирали ящики с землей, закрывавшие витрины, снимали деревянные щиты. Через некоторое время в театральных афишах появилась новая строка: «Верхнее платье снимать обязательно!» - еще одно приятное напоминание ленинградцам о том, что не будет больше ни сигналов воздушной тревоги, ни внезапных обстрелов.
В первое время людям даже не верилось, что можно спокойно работать и жить в домах, смотреть фильмы в кинотеатрах, расположенных на солнечной, «наиболее опасной стороне» Невского, и гулять по ней, не опасаясь обстрелов и наслаждаясь непривычной тишиной и покоем. Настроение ленинградцев хорошо передала тогда О. Берггольц: «Тихо-тихо. Небо золотое. В этой долгожданной тишине Мы пройдем по Невскому с тобою. По былой «опасной стороне». Как истерзаны повсюду стены! Бельма в каждом выбитом окне. Это мы тут прожили без смены Целых девятьсот ночей и дней.». |
|
|
|