|
Русская культура рубежа XIX и XX веков |
|
Это произошло в марте 1885 года. В парадной анфиладе юсуповского дома было представлено, как всегда, немало первоклассных работ - картины В. Д. Поленова, А. М. Васнецова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина и других художников, а замыкала анфиладу комната с большой картиной Репина. Успех ее был неожиданным и ошеломляющим. Публика шла на выставку непрерывным потоком. На Невском дежурил отряд конной жандармерии, вызванный для охраны порядка. Картина, поражавшая психологической глубиной, экспрессией, силой выраженных в ней страстей, воспринималась в обстановке реакции 1880-х годов как обличение деспотизма. Вокруг нее вспыхивали ожесточенные споры, возникали толки, разгорались страсти. «Большей сенсации на моей памяти не вызывало ни одно художественное создание», - отмечал художник М. В. Нестеров. А писатель В. М. Гаршин, позировавший Репину для образа царевича Ивана, каждый день, идя по Невскому на службу, заходил на несколько минут в дом Юсуповых взглянуть па репинское полотно. «Такой картины у нас еще не было ни у Репина, ни у кого другого, делился он своими впечатлениями, и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу». Эта выставка передвижников надолго осталась в памяти петербуржцев...
Русская культура рубежа XIX и XX веков - эпохи империализма и пролетарского революционного движения - имела сложный и противоречивый характер. Она была отмечена, с одной стороны, кризисом буржуазной идеологии, возникновением ряда декадентских течений, с другой - зарождением нового искусства, связанного с борьбой пролетариата и его партии. |
|
|
|